uncle_sem (uncle_sem) wrote,
uncle_sem
uncle_sem

Categories:

сколько стоит диагностика?

буду пробовать сформулировать здесь, чтобы потом клиентам рассказывать...

Кажется, ploughlike_elk в своё время писал что плохой мастер отличается от хорошего тем, что плохой знает только одну причину проблемы и всегда твёрдо и уверенно её называет клиенту. Хороший же знает не один десяток возможных причин для той же проблемы и создаёт у клиента ложное впечатление некомпетентности, тогда как действительно некомпетентный мастер, наоборот, обнадеживает клиента своим простым, понятным и однозначным ответом. И пофиг что этот ответ с высокой вероятностью неправильный.

Сколько стоит диагностика? У меня нет однозначного ответа. Только ответ "от...". Попробую объяснить на примере. Допустим, троит машина. Допустим, требуется только узнать причину, без устранения проблемы, то есть о ремонте пока разговор не идёт.

Большинство автовладельцев верят в волшебную силу компьютера, думая что он позволяет сразу и однозначно определить проблему. Однако, далеко не всегда это так. Как правило, для выявления неисправности требуется проведение дополнительных проверок. Если включить ВСЕ возможные диагностические работы в стоимость "диагностики" - то стоимость покажется просто космической. Поэтому с точки зрения минимизации трудозатрат и стоимости работ - выглядит логичным разбить "диагностику", то есть поиск неисправности, на несколько работ, и компьютерная диагностика - только один из этапов. Более того, в зависимости от квалификации мастера, наличия оборудования, и умения правильно выбрать оборудование по проблеме - какие-то проверки можно объединить, а какие-то, в том числе и компьютерная диагностика, могут и вовсе не понадобиться.

Чем старше машина - тем скуднее у системы управления двигателем диагностические возможности. Самые старые системы смогут определить только фатальные проблемы, типа обрыва электрических цепей. На более-менее свежих машинах бортовая самодиагностика более продвинута и сможет определить еще и пропуски воспламенения в цилиндрах, то есть узнать какой именно цилиндр не работает. Кстати, многие диагносты ошибочно называют пропуски воспламенения пропусками зажигания. это неверно. Разница в том, что пропуск "зажигания" может быть только по вине системы зажигания. у пропуска воспламенения - много причин, которые мы рассмотрим ниже. И самодиагностика обычно отслеживает именно пропуски воспламенения, то есть проще говоря неработающий цилиндр.

Что нам даёт информация о том какой цилиндр не работает? Да не особо и много. Она всего-навсего позволяет сосредоточить усилия по дальнейшим проверкам на одном (допустим, только одном) цилиндре.

Самый простой случай - ошибка по цепи форсунки или катушки зажигания. Но ДАЖЕ в этом, казалось бы, самом примитивном случае, возможны ТРИ варианта: это сама катушка/форсунка, проводка, либо блок управления. При этом под "проводкой" я обобщаю как неисправности штатной проводки, так и внесенные - например установкой нештатных противоугонных систем или ГБО, то есть на самом деле тут всё тоже несколько сложнее. Но в самом простом случае может оказаться действительно неисправной катушка либо форсунка, что, опять же в самом простом случае, легко сразу проверяется тестером без дальнейших серьёзных проверок и разборок (в сложных случаях для проверки той же форсунки может понадобиться например демонтаж впускного коллектора) - и это пожалуй ЕДИНСТВЕННЫЙ вариант, когда можно назвать фиксированную стоимость работы по диагностике, и то при условии что конструкция позволяет произвести эти простые проверки без серьёзных механических работ по разборке/сборке. Только вот вероятность такого исхода - невелика.

Рассмотрим случай посложнее - ошибки по обрыву нет, но есть ошибка по пропускам воспламенения в цилиндре. Для того чтобы работал двигатель (ну и соответственно любой из его цилиндров) - нужно наличие правильной смеси, искры, компрессии, и чтобы всё это было вовремя. Так как не работает только один цилиндр - то "вовремя", то есть синхронизацию коленвала и распредвала, можно с высокой вероятностью если не исключить, то по крайней мере передвинуть в конец списка.

Остаются искра, смесь и компрессия. И их проверка - требует дополнительных работ, за которые придётся заплатить дополнительные деньги.

Для проверки компрессии, очевидно, требуется проверка компрессометром. Для этого потребуется выкрутить свечи. Часто доступ к свечам затруднён, так что стоимость такой казалось бы простой операции может сильно отличаться в зависимости отмарки и модели автомобиля.

Проверка искры требует использования мотортестера. В некоторых случаях при помощи мотортестера можно произвести и проверку относительной компрессии, определяемой по току стартера.

Далее у нас на очереди смесь, то есть соотношение воздуха и топлива. И тут у нас опять несколько факторов:
- неплотности впускного тракта, то есть подсосы воздуха, которые проверяются дымогенератором
- неправильное давление топлива, проверяемое манометром (за исключением систем с непосредственным впрыском)
- неисправные (забитые, плохо распыляющие) форсунки. Для их проверки потребуется их снятие и установка на соответствующий стенд.

Более того, очень часто на одном и том же двигателе может присутствовать несколько неисправностей, "маскирующих" друг друга таким образом, что с одной стороны устранение любой из них не даёт эффекта, а с другой - отыскание следующей невозможно без устранения предыдущей.

Например, неработающая форсунка может привести к закидыванию свечи маслом, в результате мотортестер покажет проблемы с искрой, однако даже после замены свечи - машина по-прежнему будет троить, так как неработающая свеча является в данном случае лишь следствием, а не причиной проблемы.

Таким образом, диагностика - это КОМПЛЕКС проверок, позволяющий отыскать неисправность. Стоимость этого комплекса сложно предсказать заранее, особенно по телефону, просто потому что даже видя машину часто сложно заранее предположить какие потребуются проверки для установления неисправности. Надеюсь, вышеприведенный пример с вроде бы простой проблемой достаточно нагляден.

Несомненно, количество и последовательность необходимых работ зависят от квалификации мастера. При этом, кстати, важно помнить, что и скорость отыскания неисправности часто тоже зависит не от сложности самой проблемы, а от опыта и квалификации мастера. И быстрое отыскание неисправности не должно стоить экстремально дешево. Это вовсе не переплата за "несделанную" работу. Это оплата квалификации мастера, позволившей произвести максимально быстро минимально требуемые проверки для установления проблемы. Специалист с более низкой квалификацией может сделать гораздо больше проверок для отыскания той же проблемы и при этом заработать больше - но правильно ли это?


кстати, с праздником всех!
Tags: клиенты, мысли вслух, работа
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments