uncle_sem (uncle_sem) wrote,
uncle_sem
uncle_sem

Category:

трахтатъ. часть вторая

первая часть тут

Ну а теперь самое время переходить к диагностическим сканерам. По формфактору их можно поделить опять же на автономные и приставки к компьютеру. По специализации – на дилерские и мультимарочные. По происхождению – на оригиналы и клоны. Иногда автономные сканеры оснащают осциллографами и мультиметрами разной степени паршивости и функционала.

Ключевая и нехорошая особенность ВСЕХ мультимарочников – невозможность предсказать для каждой конкретной машины возможность работы с ней в принципе, а также функционала, если сканер таки связался с машиной. Скажем, на одной и той же марке один двигатель может браться в полной мере, а другой – только чтение ошибок. Или для одного и того же двигателя той же машины два разных мультимарочника выдадут разный набор параметров. При неправильной идентификации – параметры запросто могут быть совершенно неадекватными, а расшифровка ошибок – вообще не иметь ничего общего с установленными датчиками. Аналогично – и по другим системам. Где-то и параметры и адаптации, а на год старше или моложе – вообще нет связи.

С дилерскими сканерами этой проблемы нет, они рассчитаны на одну-две марки (ну или больше, но в пределах концерна, например vw, audi, skoda, seat…), соответственно разработчикам доступна вся необходимая документация, и пользователю будут доступны все возможные функции. За исключением «хитрых», типа изменения пробега, но это к диагностике не относится. Буквально одной строкой упомяну просто для примера несколько наиболее «известных имён» VAS для вагов, Star для мерседесов, Lexia для пежо и ситроенов, CLIP для рено и т.д. Тут я заострять внимание не стану, потому что это всё же не для начинающих инструменты, а опытные – и сами разберутся и найдут нужные имена ;) Минус дилерских сканеров по сути один – цена. Если специализироваться на одной марке, да и поток клиентов большой – то не проблема, но для начинающего – это однозначно неподъемная ноша.

Тут нам приходят на помощь братья-хакеры и китайские производители, которые шустро осваивают производство клонов. Как вы понимаете, и тут не может не обойтись без «но». Клон – это клон. С высокой вероятностью будет заметно ниже качество изготовления, будут проблемы с обновлениями (а часто – даже с установкой), скорее всего не будет доступа к онлайн-функциям – а для современных машин это становится всё важнее.



Из производителей автономных/портативных мультимарочников можно назвать Launch, CarmanScan, Hanatech, и пожалуй Autoboss. Это самые распространенные у нас марки. Есть модели и у Bosch, есть и у brainbee, и у многих других.



Из «приставок» приведу BOSCH KTS, Autocom, VCS (на редкость удачный клон автобосса? К тому же регулярно обновляется), Actia multidiag – да, пожалуй, и хватит, эти самые популярные. Разве что еще из ностальгии упомяну uniscan, незаменимый и феноменальный по соотношению цена/возможности (речь в данном случае о клоне)инструмент для европейских машин выпуска до 2000 года.



В отдельную категорию я хочу выделить «любительские» адаптеры и программы. Это конечно же к-лайн адаптеры, ELM-327, ну и некоторые другие. А из программ – например TECU, отличный софт для азии под вышеприведенные адаптеры, CASCADE – эмулятор старого карманскана под к-лайн или k+can 1.4, fiatecuscan/multiecuscan – диагностика фиатов/альфа-ромео/лянча и др, forscan, elmconfig – диагностика фордов через ELM-адаптер. Да черт возьми – VCDS, он же vag-com – вырос из такого же «домашнего» проекта под к-лайн. Существуют и другие, менее распространенные «любительские» решения.

Не могу не упомянуть такой «нюансик», как локализация. То бишь перевод на русский язык. Ребята, даже тот перевод, что идет с дилерскими сканерами часто изобилует такими терминами, что просто диву даешься. А уж о китайцах с их машинным гуглопереводом и говорить нечего. Поэтому чем больше вы используете английский язык вместо русского при диагностике – тем меньше будет проблем и вопросов.

С учетом существования двух классов сканеров – портативные и на базе компьютера, существует и извечный спор – кто из них лучше. Понятное дело, что речь идет о мультимарочниках, потому что дилерская диагностика редко предоставляет такой выбор. Сторонники автономных портативных приборов упирают на то, что сканер маленький и лёгкий, его с собой возить не сложно, и не нужно «еще и ноутбук с собой таскать». Ну, если у нас нет чемодана переходников (что нужно для машин до 2000 года, то есть уже почти неактуально) – то, в общем-то, да. Но тут у сторонников другого класса возникает резонный вопрос – а есть уверенность, что ноутбук в работе ВООБЩЕ не понадобится? Скажем, посмотреть место установки датчика, или его типовые параметры, или схему соединений, или расшифровать спорный код ошибки… Да, черт подери, расположение диагностического разъема на незнакомой машине «подшпаргалить»! Несомненно, в некоторые автономные сканеры встроена база данных, где вся вышеперечисленная информация есть, но такой сканер и места занимает поболе, уже сопоставимо с ноутбуком, но экран по-прежнему маловат для комфортного разглядывания электросхем, например.

Ноутбук однозначно НЕ нужен только одному классу «диагностов» - ошибкочитателям. Действительно, эти люди – по сути переводчики, а то и просто читатели с экрана сканера. Ни ноутбук, ни документация – им нафиг не упали. Хотите диагностику? Читаем ошибки, вот распечатка. Что с машиной? А я откуда знаю?! Я вам вот, ошибки почитал, давайте 10 баксов. Всем другим нормальным диагностам и электрикам ноутбук может пригодиться в любой момент.

Ну и после всех споров возвращаемся на круги своя – в разных ситуациях нужно разное оборудование. И то и другое – имеет право на жизнь. И то и другое по-своему удобно, а в других аспектах – наоборот, неудобно.

Следующий класс приборов – газоанализатор. Если брать – то, как минимум, двухкомпонентный (СО/СН) и с возможностью поверки. Лучше, конечно, 4-компонентный, он даёт больше информации, НО.



Для чего нужен ГА вообще, и для чего поверка? Начнем с того, что на машинах с живым катализатором ГА практически бесполезен. Да, да, показывает он, показывает много чего, но насколько оно полезно? Каково соотношение стоимость/польза? Ведь часто можно ту же информацию получить и косвенными путями, и наоборот – то что показывает газоанализатор, не указывает непосредственно на неисправность, а опять же – является общей информацией о работе двигателя. Ну определим мы по газоанализатору что есть подсос воздуха, или что выпуск негерметичен, или СН высокое – плохо работате двигатель. И что? Конкретное место проблемы он не покажет. И подсос, и негерметичность выхлопа, и причины неустойчивой работы придется искать отдельно, другими приборами. Подсос при этом можно определить на слух или по коррекциям, дырку в выхлопе будет слышно и видно, как и неустойчивую работу двигателя. И что нам дал газоанализатор?..

Определенная польза от него есть на старых машинах - до середины 90х примерно, ибо на них каты будут 100% дохлые, и он будет показывать что-то похожее на состав выхлопа. То есть фактически - сводим к регулировке карбюраторов, К- и Л- джетроников – систем без лямбда-регулировки. Для диагностики механики двигателя, подсосов воздуха - уже существуют другие приборы, гораздо более полезные. Осциллограф и дымогенератор, например. И они как раз показывают непосредственно на проблему, причем часто указывают непосредственно на место ее возникновения, а не говорят о ее наличии под капотом.

Применение на современном этапе и поверка. Как уже написал выше, ГА практически бесполезен для машин с работающим катализатором. Для машин без него - применений ровно три: регулировка СО для машин без лямбда-зонда; проверка работы этого самого лямбда-зонда на старых системах типа моноджетроника - всегда проще убедиться что СО действительно высокое при низком уровне с лямбда-зонда, чем гадать о его исправности; ну и подготовка машин к техосмотру. И тут нам нужна поверка. то есть если с техосмотра приезжает машина с типа повышенным СО - будет чего возразить. Аналогично - и проверка машины после ремонта и перед техосмотром. Тут можно проверять и машины с катом - опять же на предмет соответствия нормам, но не правильности работы системы питания/зажигания.

Еще лет 5-7-10 назад - ГА использовался очень плотно, и включался каждый день с самого утра. Сейчас - хорошо если раз в неделю. На данный момент я НЕ рекомендую приобретение ГА в качестве инструмента для ремонта/диагностики. Сейчас его удел - регулировка старых-престарых машин, подтверждение своей неуверенности по лямбда-зонду, и «поддержка» клиентов по техосмотру. Ну и всякие «хитрые» применения, типа проверки «выхлопа» из расширительного бачка на предмет содержания СН и соответственно прорыва газов. Что тоже бывает нужно довольно редко, и работает по принципу «ну раз уж есть газоанализатор»... То есть при покупке ГА должен быть ЧЕТКИЙ «бизнес-план». Ты должен четко понимать, что он может, и не менее твердо знать для чего ты его берешь и что ты с ним будешь делать. И уверяю, если не заниматься «тонкой настройкой» и машинами без катализатора – то он нафиг не нужен в 90% случаев.

В определенной мере может быть полезен широкополосный лямбда-зонд с контроллером – для проверки выхлопа в движении. Но опять же – как часто это бывает нужно? Настройка прошивок и ГБО? Это ли работа для начинающего? Всяческие же «дешевые» суррогатные решения, которые иногда всплывают в вопросах начинающих – нафиг-нафиг.

Теперь – «разное».
Начну с простого – разрядник. Разрядник нужен. Точка. ;) Промышленные, конечно, существуют, но обычно мастера делают их сами. Самопальных конструкций полно. Мне больше всего нравится закрытая конструкция из простого медицинского пластикового шприца. Несомненно, лучше чтобы лишних искр под капотом не было. Мало ли кто там и когда тряпку с бензином положил.



Еще один интересный приборчик – кабель-трекер. Применяется он для поиска обрыва в проводке. Если кроме диагностики вы занимаетесь(планируете) еще и ремонтом электрооборудования – то такой приборчик тоже пригодится в хозяйстве. Типичный представитель – mastech MS6812 и его аналоги и клоны.



Стробоскоп. Бывает нужен. Мы используем Prolite. Важно, чтобы он был крепкий и яркий. Яркий – в смысле яркости вспышек, а то старые советские светили как неонка, ничерта не видно. А новые советские/российские – тоже только ночью в гараже работать. Лишние навороты ни к чему, разве что регулировка опережения на самом стробоскопе, чтобы смотреть по метке зажигания и по метке ВМТ. Неплохо бы иметь металлический корпус либо очень прочный пластик. Еще удобно иметь съемные провода с датчиком и крокодилами. Чуть что – взял с полки новые. А они бывает то переломаются, то где-нить на коллектор выпускной лягут, то еще какая беда.



Далее – дымогенератор. Штука крайне полезная, особенно с усилением паранойи производителей по поводу утечек из бака. «Очень маленькая утечка» - это вам не хер собачий, тут просто так не найдёшь. Но и любые другие подсосы воздуха с его помощью ищутся быстро, эффективно и безопасно. Существуют дымогенераторы профессиональные – сугубо для диагностов, заводские, но для других целей, любительские, ну и самопальные. По стоимости – сами понимаете, что дороже. Я бы рекомендовал сделать самопал, благо за последние годы появилось просто невиданное количество конструкций. Если неохота возиться – присмотритесь к любительским конструкциям, часто на форумах можно найти их в продаже. И вот дымогенератор для диагноста – крайне важная и полезная штука.



Ну и напоследок – стенд или установка для проверки и промывки форсунок. Существует две разновидности таких установок. Чисто промывочные, для промывки системы без разборки, и стационарные, предназначенные для проверки и промывки снятых форсунок непосредственно на стенде.



Для промывки без снятия как правило применяются жидкости wynns и лавр (наиболее распространенные). Установка представляет из себя емкость с промывочной жидкостью (часто именно что баллон для жидкости с редутором, но бывают и стационарные варианты), которая подключается вместо штатных напорного шланга и обратки (обратка может и просто глушиться). Родные напорный с обраткой при этом закольцовываются. В установке создается давление – либо насосом, либо обычным гаражным компрессором с редуктором непосредственно на установке, после чего машина заводится и прогоняется «промывочный цикл» - там и работа на холостых, и прогазовки, и отстой в течение определенного времени… После процедуры обычно рекомендуется заменить масло и свечи, а также покататься сотенку-другую километров, именно через какой-то пробег достигается максимальный эффект после промывки. Плюсом технологии является то, что промываются не только форсунки, но и рампа, впускные клапана, поршни, камеры сгорания и т.д. – то есть всё, куда поступает разогретая промывочная жидкость. Это может быть как полезно, так и не очень – в случае очень уж плохого состояния двигателя. Также такой стенд позволяет завести машину на своём топливе, при сомнениях в качестве того что залито в баке. Минус – невозможность проконтролировать качество промывки ни визуально, ни объективно, по приборам – разве что косвенно, по топливным коррекциям, например.

Для объективного контроля существуют стенды для промывки со снятием. В этом случае можно проконтролировать факел распыла форсунок, их герметичность в закрытом состоянии, производительность в статическом (полное открытие скажем 30с) и динамических (когда имитируются различные режимы работы двигателя) режимах, при необходимости – промыть форсунки в комплектной ультразвуковой ванне, и еще раз проверить результат, убедившись в его наличии либо отсутствии.

Окупаемость этих стендов сильно зависит от автопарка, условий эксплуатации, и качества топлива. И если установки первого типа, для безразборной промывки, относительно дешевы (впрочем, промывочные жидкости стоят денег), то стенд для проверки и промывки – это уже ощутимый удар по бюджету. Поэтому приобретение его – вопрос весьма неоднозначный. Если у вас возле ворот не стоит очередь желающих регулярно проверять и промывать форсунки – то ой не факт что он сможет окупиться в ближайшем будущем. Тут я могу порекомендовать «если очень хочется» собрать такой стенд самостоятельно, благо гидравлическая/механическая часть делается из говна и палок за пару вечеров (о чем я писал в своем ЖЖ), а контроллер – можно и купить. Самый известный, но и достаточно дорогой контроллер – Джинн. Из заводских установок наиболее известны, пожалуй, стенды Launch, но тут возможны и другие варианты, потому что так или иначе их придется покупать где-то на месте - из Китая стоимость доставки сожрёт всю разницу в стоимости. А вот установку для безразборной промывки – можно попытаться и в Китае поискать.

Еще один немаловажный прибор, даже для начинающего – это программатор. Их существует огромное количество, и выбор зависит скорее не от бюджета, а от списка микросхем. Как дешевый вариант именно для начинающего – могу порекомендовать MiniPro TL-866. Набор переходников, опять же, зависит от потребностей.



Раз уж мы дошли до программатора, то разумно упомянуть и паяльную станцию – ибо микросхемы для программирования часто нужно выпаивать. Паяльных станций также существует огромное количество, как и производителей – именитых и не очень. К сожалению, тут особо нет «среднего класса», и фирменные паялки стоят сразу чуть ли не на порядок дороже китайских. Из бюджетных стоит обратить внимание на продукцию фирмы Lukey.

Чтобы «два раза не вставать», опять же, я рекомендую покупать паяльную станцию с паяльником и феном. Они существуют двух разновидностей – с турбинкой в самом фене и с компрессором в станции. Холивар между поклонниками этих классов вечен, и тут что-то советовать бесполезно, ибо зависит больше от рук пользователя и привычки.

Существуют паяльные станции со встроенным блоком питания, но я бы не рекомендовал такой «комбайн», потому что БП там будет так себе. Его разумнее прикупить отдельно, или сделать самому – и он будет не хуже. А вот запасной паяльник и набор жал – нужно покупать сразу.

В последнее время набирают популярность паяльные станции для паяльников на жалах типа t-12. Они весьма неплохо показали себя при пайке больших полигонов и массивных деталей. При этом готовые недорогие китайские решения, как правило, используют блоки питания на достаточно низкое напряжение, что не позволяет «раскачать» паяльник на полную мощность – и соответственно херит его главную «фишку».



Стоит, видимо, коротко остановиться на информационном обеспечении. При ремонте, да и при диагностике, нам понадобится информация. И чем ее больше – тем лучше. К сожалению, фирменные базы данных стоят совершенно невменяемых денег, а призывать к использованию ломаных – как-то не комильфо, поэтому ограничусь названиями мультимарочных же баз. А где их и как приобретать – это уж сам-сам-сам… Возглавляют список конечно же bosch [esi]tronic и Autodata. Автодата последняя оффлайновая версии 3.38, дальше ушли в онлайн – только за денежку. Если не считать wurth wow, с которым, кстати, отлично работает адаптер autocom – там в комплекте идет автодата на русском. Бош пока успешно и регулярно ломают. Для старых машин хорош sun sais/olyslager/wis2000. Интересная база – CAPS, причем для старых машин есть старая же версия, весом всего 20МБ. Tolerance data – давно не выходила новая, последняя версия, кажется, 2009 года. ATRIS technik или info2000 или Database Autoveicoli или еще какие синонимы – весьма неплохая база, правда в новых версиях они вроде как убрали старые машины и схемы сделали совершенно невменяемые. Для американского рынка существует Mitchell и Alldata. Ну и, наконец, отечественна разработка – Motordata, платная, онлайн, специализируется больше на азиатских машинах, насколько я в курсе.

Кроме поиска и установки этих или аналогичных баз данных, несомненно, нужно обязательно вести базу клиентов и ремонтов. Тут опять же – можно использовать готовые решения хоть бы и на базе 1С, можно и недорогие любительские, можно и банально табличку в экселе сваять – для мастера-одиночки или маленького сервиса оно вполне нормально будет.

Тут, кстати, возникает вопрос, а куда ж всё это богатство ставить? То бишь – выбор компьютера. Стационарный комп, пожалуй уже всё же устарел. Разве что – в качестве сервера. Туда можно водрузить, скажем, видеонаблюдение и образы, а то и сервер, виртуальных машин (под машиной тут понимается компьютер, понятное дело). Оно интересно, но для начинающего, опять же, избыточно. Значит – остаются ноутбуки, нетбуки, планшеты и т.д. Начнем с ноутов. Если вы не собираетесь гонять виртуальные машины – то вполне сгодится что-то уровня core2duo. В него можно впереть винчестер побольше, а часто еще и второй вместо ДВД привода и наслаждаться жизнью еще какое-то время. Важно выбирать ноутбуки с SATA винчестером формата 2.5”– они дешевые, легко меняются на ssd при необходимости, ну, в общем оптимальный вариант. Необходимость COM-порта уже фактически отпала, практически всё работает через USB, но тем не менее если не гнаться за производительностью – то можно взять и ноутбук с ком-портом. Скажем, делл 620/630/820/830 серии. Но, повторюсь, актуальность компорта уже ушла. Как и LPT, который может в редких случаях потребоваться для программаторов и для старинных мотортестеров. Не стоит гнаться и за большими диагоналями экранов – такие ноутбуки удобны для стационарного применения, в машине с ними может быть тесно (те же 820/830 деллы хороши, но крупноваты). А вот объемы жестких дисков весьма важны. Чем больше – тем лучше. Базы тянут ОЧЕНЬ много дискового пространства. Также весьма удобны докстанции – кроме того что к ней можно подключить скажем монитор, мышку, винчестер, там могут быть «честные» COM и LPT порты для тех самых динозавров которым это нужно. Если нужно гонять виртуалки – то однозначно выбор за более производительными машинками. Остальные критерии остаются в силе.

Часто слышу рекомендации о приобретении защищенных ноутбуков. Мое мнение – это круто, но мало кому РЕАЛЬНО нужно. Если вам не нужно регулярно работать с ноутбуком на морозе, в снег, под дождем – не нужен защищенный. И при этом – это переплата в 2-3 раза при меньшем экране и худших характеристиках по сравнению с обычным ноутбуком.

Планшеты, нетбуки и прочее. В качестве второго номера – вполне. НО – малый объем «дисковой» памяти. В 64 гига за минусом ОС и минимального офиса – ничерта толком не влезет. Сменные карточки? Ой, задолбает это очень быстро. Внешний винчестер? Ну и как работать с этой гирляндой? Но в целом – интересно, и со временем, думаю, можно будет рассматривать и планшеты, особенно больших диагоналей, в качестве основного инструмента. Впрочем, если есть сервер и быстрый вайфай – это и сейчас вариант.

Выбор операционки. Часто говорят, что для диагностики ТОЛЬКО XP. Ну, как-бы да, но не совсем. Подавляющее большинство программ идут нормально и под семеркой. А со временем пойдут и под восьмеркой, и под десяткой. А что не идет – то пойдёт под виртуалкой. В то же время выше семерки я б не рекомендовал подниматься, и без острой необходимости не ставить x64 версию. Ибо там могут начаться пляски с бубнами для некоторого софта.

Нетерпеливый начинающий диагност, промотавший вниз (надо ж быстрее зарабатывать баблище) начнет возмущаться – заебал, выводы где? Где конкретные рекомендации как мне стать миллионером? Ха! Писал бы я вам тут трактаты, если б знал! Так я вам и сказал! Честно говоря, я устал уже встречать на форумах новые и новые топики на одну и ту же тему «что мне купить?». Причем, мало того, что люди не удосуживаются толком описать хотя бы парк машин и сферу деятельности, так еще и почитать соседние топики, где такой же малолетний долбоёб начинающий диагност задаёт такие же в точности вопросы. Не существует универсальных советов (хотя я и попытаюсь их дать).

Выбор оборудования зависит во-первых от бюджета. Во-вторых – от парка машин: каких годов выпуска, какие марки, в каких пропорциях, для какого рынка. В-третьих – от, скажем так, «глубины вникания» в проблемы. Кому-то только ошибки по двигателю читать/стирать, а кто-то будет блоки комфорта перекодировать, или там хочет ставить точнейшие диагнозы по механике двигателя без его разборки. Оборудование естественно принципиально разное.

Что можно порекомендовать начинающему с ограниченным в условиях кризиса бюджетом? Определиться с вышеперечисленным. ПОЧИТАТЬ форумы. Писать не нужно. Почитайте с месяцок. Там внизу я приведу пару-тройку ссылочек для почитать. ;) Пусть оно сформируется в мозгу хоть немножко.

Кому совсем срочно – универсальные советы. Из сканеров – брать Autocom+VCS. Клоны конечно. Это отличная связка, покрывающая практически весь мировой автопарк в большей или меньшей степени и за небольшие деньги. Когда увидите, чего не хватает – искать на форумах. Опять же – вначале ЧИТАТЬ. 99% ответов на вопросы начинающих там уже есть. Однозначно взять толковый elm327 (не кривой китайский клон), плюс к-лайн, плюс k+can 1.4 чтобы работать через всякоразный софт. Это смехотворно по деньгам, и может быть весьма полезно в работе. Осцилл я б порекомендовал брать мт-про 4 или диамаг2 при условии что вы умеете читать, думать, и собираетесь оставаться в диагностике надолго. DSO-203 – если умеете работать с осциллографом в принципе. Тестер – ну я б ut61e рекомендовал чтобы два раза не вставать, и к нему в пару клещи с измерением температуры. Но тут уж возможны варианты. Можно и попроще/подешевле тестер, тогда смотреть сразу с измерением температуры. Разрядники/дымовухи – сделать недолго. Кабельтрекер – по необходимости. Я бы брал, деньги небольшие. Программатор и паялку – по квалификации. Форсуночный стенд оставляем на вторую очередь, а газоанализатор – на третью.

Где покупать? Мотортестеры однозначно у производителей. Остальное – ну в Китае, вестимо. Но тут засада – нельзя гарантировать стабильное качество. Ну допустим – вы нашли человека, который купил у определенного продавца определенный прибор. Покупаете там же – приходит криво паяная хрень. Почему? А партия другая например. Поэтому покупки в Китае – это лотерея. Если в лотерею играть не хочется – можно купить у местных барыг, но тут нужно помнить – цена будет раза в два выше от Китая, а вот качество – ну теоретически выше…

Ну что ж. Вроде как высказал всё что хотел. Если появятся новые мысли – буду дописывать.

© uncle_sem 2016. ссылки при перепечатке обязательны, использование материалов без ведома автора не приветствуется.

uncle_sem {собака} tut.by
http://uncle_sem.livejournal.com

ну и напоследок - ссылочки:

http://www.carhelp.info/forums
http://www.oktja.ru/forum/
http://cartools.lv/Forum/
http://auto-by.com/forums/
http://www.auto-bk.ru/forum/
http://forum.adact.ru/

http://autoprogs.ru/
http://carline.ru/forum/
http://car-brains.com/forum
http://autodevice.ru/forum/
http://avto-boks.ru/forum/
http://forum.chiptuner.ru/
http://www.car-tuner.com.ua/
http://www.chipsoft.com.ua/forums/
http://forum.autodata.ru/
http://forum.mek1.ru/

http://www.digital-kaos.co.uk/forums/
http://mhhauto.com/

http://mlab.org.ua/forum/
http://www.injectorservice.com.ua/forum/
http://v3.com.ua/forum/
http://club.motor-master.ru/
http://www.diamag-osc.com/forum

http://carmanscan.ru/info/
http://vdiag.net/
http://autolabpro.ru/alblog/

Tags: оборудование
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments