uncle_sem (uncle_sem) wrote,
uncle_sem
uncle_sem

Categories:

конструкция выходного дня

раз в полгода я собираю себе лабораторный БП ;)
шутка. на самом деле тот лабораторник из говна и палок, что я собирал прошлый раз - вполне себе работает, но не совсем устраивал своей недоделанностью. а сейчас из китая пришло н-ное количество деталек, соответственно, можно взяться и за новую версию. под катом дофига фото!

в принципе, работа предыдущего БП меня устраивала, за исключением некоторых нюансов. скажем, регулировка напряжения простым потенциометром - несколько задалбывала своей микронной точностью, и хотелось поставить многооборотистый резюк, чтобы не ловить эти доли градуса при установке точного значения напряжения. галетник для выбора фиксированных напряжений я в первой версии БП поставил старый советский, и усилие при переключении было совершено конским. сие тоже меня, мягко говоря, не устраивало.

хотелось иметь несколько независимых источников напряжения в одном - просто на всякий случай, мне так показалось удобным - кроме регулируемого, еще и +5 и +12В. при этом, делая новый БП для больших токов, я узнал что дрелька при пуске потребляет до 7 ампер, что для китайских преобразователей многовато, соответственно от начальной концепции "один БП для ВСЕГО" пришлось отказаться. ибо эта концепция предполагала, кроме прочего, сборку конструкции из максимльно унифицированных узлов. так что пришлось пока сделать один мощный БП на основе компового, и второй регулируемый - из говна и палок, да.

итак, нам понадобятся следующие детали:

корпус. я взял kradex z1. брал в Минском интернет-магазине, соответственно, взял то что было максимально близкое по размерам к желаемому. оказалось - 100% то что нужно, за исключением отсутствия вентиляционных тверстий.

блок питания 24В/5А (ссылка протухла, к сожалению). сейчас появились другие, даже дешевле чем тот что я брал.

(не забудьте при закезе посмотреть размеры и сопоставить с размерами вашего корпуса!)

регулируемый понижающий преобразователь с регулировкой тока и напряжения. кстати, они бывают и с радиаторами, и иммено их лучше и брать. ноя взял без, поэтому имеем что имеем.

27366-1_

ампервольтметр(ы). я такой взял на пробу один, и был весьма приятно удивлен. второй пришлось поставить такой из старых запасов. при случае закажу еще парочку поточнее (как по первой ссылке) и поменяю.

потенциометры на 10кОм(использовал 1, для регулировки напряжения. на ток поставил обычный)

pot

и галетники

$(KGrHqV,!ikE3SyURRJBBN3J-KBYMg~~_12

тут, конечно, я б не рекомендовал брать ни то ни другое. качество - ой. один из потенцев слегка "звенел" в начала хода, а галетники сделаны из совершенно нетермостойкого пластика. чуть перегрев (больше секунды паяльник подержал, например) - и нога поплыла. но как-бы сколько стоит - так и работает.

ручки к ним. ручки хорошие, алюминий снаружи, пластик внутри. одна была чуть поцарапана - видимо при транспортировке. на фото еще стоят другие ручки - эти на тот момент еще не пришли.

а, ну и преобразователи напряжения для фиксированных напряжений

HOT-SALE-2pcs-lot-Ultra-small-power-supply-module-DC-DC-BUCK-3A-adjustable-buck-module

еще понадобится термопроводный клей и всяческие алюминиевые профиля из строительного магазина. мне очень приглянулись ш-образные 10х20 кажется, и уголки 10х20. их осталось после ремонта, а ш-образные я брал специально на радиаторы. а можно и настоящие радиаторы использовать.

ну и мелочевка - выключатели, светодиоды и гнезда для них, клеммники, клеммы, провода, винты, шурупы, и прочие дрели с фрезерными станками. ну и пара выходных для ненапряженного расслабленного времяпрепровождения.

приступим? изначально я нарисовал "морду". и немедленно ее реализовал в пластмассе.

IMG_2665_

меня всё с-большего устроило, и я довольный пошел спать, а утром продолжил. тут я совершил ошибку. нужно было сразу продумать полностью внутреннюю компоновку, в частности - крепление преобразователей. и приклеить к ним радиаторы. я вот этим занялся только на следующий день - и пожалел. ибо клей этот - он сохнет сука долго. примерно сутки.

дальше - как обычно "рисуем сову". ;) собственно, особо описывать нечего - клеим радиаторы к преобразователям, и за них же и прикручиваем к корпусу. я понимаю, что крепление радиатора сзади к плате не лучшее решение для охлаждения, но с этими мелкими платами других вариантов как-бы и нету. а на больших такие радиаторы применяются штатно. на выходные клеммы регулируемого источника поставил реле, выключатель и светодиод. размыкаю только плюс. это лучше чем просто выключатель хотя бы тем, что есть индикация. важно подключить вольтметр так, чтобы он показывал не напряжение на клеммах, а напряжение с преобразователя - чтобы можно было регулировать его с отключенной нагрузкой. можно еще поставить кнопку которая будет замыкать выход, для регулировки тока, но я думаю это лишнее. да и шкалу потом можно нарисовать. или не рисовать. посмотрим.

еще два светодиода впаял вместо светодиодов на плате - это соответственно CC и CV. или "ок" и "cc/cv", если судить по надписям на плате. но один из них горит если у нас напряжение соответствует заданному, а второй - если происходит ограничение по току. хотел для индикации тока впаять синенький светодиод (ну, чтоб как на амперметре цифры был по цвету) - но там такая схемотехника, что оно не работает. ну и фиг с ним. с красным тоже неплохо.

на галетник припаиваем гроздь резисторов, каждый из которых устанавливает свое напряжение (одна нога к галетнику, вторая - все резисторы в кучу). я сделал 2.5/3.3/5/9/12.5/15/18.5/21/24. кажется так. по уму надо подстроечники ставить, но что-то меня жаба задушила. в одном из положений подключается переменник для регулировки напряжения вручную. ну и выход всей этой красоты - подключается вместо подстроечника напряжения на плате. подстроечник регулировки тока выпаивается, и на его место запаивается (проводами) внешний переменник. у меня не нашлось на 10кОм, поэтому взял на 20 и параллельно припаял резистор. вместо еще одного подстроечника (он регулирует, при каком токе срабатывает третий светодиод, что нужно для использования преоразователя в качестве зарядного устройства, соответственно нам - без надобности) запаял пару резисторов - просто так. приборы питаю от преобразователя 12В.

3 гнезда справа, если смотреть на морду - это +5, +12, и общий 0 внизу. переключатель переключает вход вольтметра - или +5 или +12 показывать. не очень удобно, но он там будет нужен раз в пятилетку, в ситуациях "не понял?!". амперметр включен в 0, соответственно показывает общий ток, и по +5 и по +12 - он у преобразователей общий. USB подключен туда же. не самое хорошее решение, но городить какие-то шунты или реле мне как-то не хотелось.

а, ну и нафрезеровал отверстий для вентиляции. использовать этот БП я буду редко, кратковременно, и на малых токах, так что особо не заморачивался.

IMG_2669_

IMG_2671_

IMG_2672_

IMG_2675_

IMG_2677_

IMG_2679_

IMG_2681_

IMG_2684_

IMG_2685_

как обычно - ручек пока нет. на первом фото взял какие попало, а пока жду из китая. там будут разноцветные, поставлю как нужно - на напряжение красные, на ток синюю ;)

UPD: фото "на боевом посту", вместе с паялкой:


как видим - ручки в итоге взял не красно-синие, а черно-серебристые, так мне больше понравилось.

что еще... клавишные выключатели оказались не очень удобными. кнопки с фиксацией были бы лучше. но нету. хез, может просто привыкнуть нужно. включается он с задержкой, да и выключается тоже. тоже непривычно. преобразователи эти бОльшие - они блин не держат КЗ совершенно. ну и минимальный ток получился порядка 150мА. то есть этот БП, как и предыдущий - он такой "для самых маленьких". зато дешево ;)

если так посчитать по деньгам, то получится:
БП 24В/5А $16 (по новой ссылке - в два раза дешевле, всего 8 баксов)
вольтметры (возьмем два дорогих) - 2*$6.4=12.8
преобразователи мелкие обошлись по $0.6, большой $2.41, итого $3.6
галетник и потенц по два бакса
корпус что-то около 5.
остальное там как-то совсем смешно по деньгам. итого - 16+13+3.5+4+5=41.5 (а с другим БП - 33.5). а если не извращаться с дополнительными стабилизированными источниками - то минусуем сразу примерно 8 баксов (преобразователи плюс прибор). я лично вполне доволен результатом на данный момент. возможно, при эксплуатации что-то еще вылезет, но судя по прошлому БП - врядли. немножко смущает слишком большой минимальный выходной ток, ну и фактическое отсутствие защиты от КЗ у основного модуля.

Tags: из говна и палок, оборудование, хобби
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments