uncle_sem (uncle_sem) wrote,
uncle_sem
uncle_sem

Categories:

продвинутое зарядное устройство из говна и палок

немного ранее я рассказывал о внезапном появлении в моих цепких лапах н-ного количества комповых блоков питания. сегодня расскажу что можно сделать полезного.


первое что приходит в голову - это, конечно же, зарядное устройство для автомобильных АКБ. оно получится лёгким, надежным, ну и продвинутым - в зависимости от фантазии разработчика.

в любом случае, вначале нам нужно избавиться от всего лишнего:



сейчас нужно подумать что же нам в принципе хочется от зарядного? мне лично хотелось бы чтобы была регулировка напряжения от примерно 5 и до примерно 16 вольт, ну и ручное ограничение тока максимально близко к нулю ампер и до так это 20.

в данном случае, понятно, что придется искать компромиссы. то есть из-за диапазона регулировки тока - сложно будет добиться высокой точности. да она и не нужна, честно говоря.

с напряжением - тоже вопрос. типично для зарядных такого типа на выходе ставят защиту на реле. типа подал внешнее напряжение (подключил акум) - оно сработало, "защелкнулось" и подключило к выходу собственно напряжение с БП. всё вроде просто и красиво. но. не получится использовать весь диапазон напряжений. реле на 12В не сработает от 5-6, так что о зарядке 6В акумов придется забыть. точнее, не забыть, но пользоваться придется с танцами с бубном. подключили к 12В акуму, то бишь - "запустили" зарядное, выставили выход 6-7В, и дальше уже к акуму. если для реле хватит для удержания этих 6В. надо будет подумать о 5В реле - их можно от дежурки питать, но у меня их в наличии нету.

само собой - вольтметр и амперметр. это самое простое - только дырку вырезать ;) .

естественно, мне хотелось бы получить и некоторые продвинутые функции. в частности, индикацию переплюсовки (это просто) ну и испульсный режим. на нем остановлюсь по-подробнее. есть мнение, что для свинцовых акумов полезна зарядка в режиме "заряд-разряд". то есть скажем 15с зарядка током 0.1 емкости, потом 5с разрядка током 0.01 емкости. практика показала, что это позволяет несколько "продлить агонию" у подыхающего акума. понятно, что такие работы делать для клиентов - стрёмно в плане "ответственности". еще гарантию потребуют, знаю я их. а вот для знакомых, за наливай - почему нет? результаты вполне ощутимые - проверено на примере безвременно усопшего старого советского зарядного с таким режимом, плюс я потом собирал "щелкалку" - внешний блочок между зарядным и акумом.

так, ну с требованиями определились, можно приступать. вначале нужно довести наш БП до работоспособного вида с минимальным функционалом - регулировкой выходного напряжения и тока. для этого переделываем обвязку tl494 примерно так:

555_charger2

(это всё на основе схемы итальянца, вот статья, вот картинка)

4 ногу засаживаем на землю через 2.5к - это включение микрухи.

на 2 ногу приходит "родной" делитель - его не трогаем. на 1 ногу цепляем свою регулировочную цепочку - 2.2к об землю, и 10к переменник последовательно с 1.5к - к плюсу БП. плюс этот у нас берется с выпрямителя 12Ви выходных дросселей и конденсаторов. он же подается на выход всей схемы - это и есть наш силовой плюс. при таких номиналах я получил диапазон выходных напряжений примерно от 4.5В до 16В - чего и добивался.

с напряжением разобрались, теперь ток. тут чуть сдожнее. выпаиваем из вольтамперметра шунт. или можно взять прибор с внешним шунтом. один конец шунта подключаем к нашей земле, а вот второй - будет силовым выходом БП. и он же - подключается тонким проводом к 16 ноге микрухи. на шунте падает напряжение, зависящее от тока. нам нужно узнать какое напряжение получится при максимально задуманном токе и в соответствии с этим рассчитать делитель, подающий напряжение на 15 ногу. у меня получилось 330к при переменнике 10к. на этом шунте падает очень мало.

разъем от вольтамперметра подключаем "как обычно" - то есть красный к плюсу, черный и синий к шунту.

далее рисуем схему "наворотов":



тут у нас схема защиты, импульсная эта щелкалка с раздельной регулировкой длительности паузы и испульса, клеммы для подключения нагрузочного резистора - а чо, тоже в корпус впихну! - ну и входы-выходы для светодиодов индикации, тумблера включения импульсного режима, ну и пара диодов для питания вольтамперметра. он может питаться в широком диапазоне напряжений, вот и питаю его через диоды от 5В дежурки (вентилятор - тоже оттуда же) и 12В с выхода зарядного. для чего это нужно? чтобы можно было померять АКБ не включая зарядное. подключил к акуму, сработало реле защиты (а если не сработало - загорелся или замигал, как у меня, светодиод переплюсовки), подключило схему/подало питание на вольтамперметр, он показал напряжение акума. должно быть удобно.

дальше "рисуем сову" - пилим/сверлим, паяем провода, крепим нагрузочные резисторы к корпусу, травим/паяем "главную" плату...

IMG_2550_

IMG_2551_

я немного пролетел с размерами отверстий под выключатели и вольтамперметр - пришлось извращаться чтобы не болтались ;)

результатом я доволен не полностью. по-первых смущает схема защиты - не нравится мне что реле на 12В. 6В акумы в пролёте - это плохо. оно вроде бы и не нужно особо, но хотелось бы уж всё закрыть... во-вторых - пришлось органы управления размещать на боковой стенке. сразу это решение показалось интересным, сейчас я так уже не думаю... думаю, эксплуатация покажет что еще изменить, ну и доработаем по ходу дела - а там если что и плату новую можно сделать.
Tags: из говна и палок, оборудование, хобби
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments